Общие требования к оформлению письменных работ
1. Титульный лист:
Витебская Духовная Семинария
Отделение Заочного Обучения
Курс
Название предмета
Вид работы
Автор
Время выполнения работы: день, месяц, год
2. Цитирование Священного Писания и литературных источников:
• цитируемый текст должен быть заключен в кавычки;
• после цитаты из традиционных текстов Священного Писания (греч. textus receptus, слав. Елисаветинской Библии, русск. Синодальной Библии) в круглых скобках указывается книга, глава, стих (и). Например: ” да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна” (Ин. 15, 11);
• после цитаты из литературного источника в квадратных скобках указывается только номер сылки (соответствующий номеру источника в списке литературы) и соответствующие страницы данного источника. Например: “Пророк научает Церковь через откровение Духа” [ 2, с. 127 ].
3. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы. Традиционные тексты Священного Писания не принято выносить в список литературы. Литературные источники приводятся с выходными данными (автор, название, издательство, место и год издания). Порядок нумерации литературных источников должен быть расположен в алфавитном порядке.
4. Использование заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом.
5. Содержание письменной работы должно соответствовать теме и не иметь аналогов в свободном доступе в сети Интернет.
6. Письменная работа подается на проверку в напечатанном (в крайнем случае написанном от руки каллиграфическим почерком) на бумаге формата А4 с одной стороны листа (через 1,5 интервала). Страницы следует нумеровать. С правой стороны листа следует оставлять поля не менее 2,5 см.
Работы, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, к рассмотрению приниматься не будут.
Требования к сочинениям
При написании сочинения от студента требуется умение выстроить композицию, позволяющую грамотно и сжато выразить основные мысли. Требуется показать также навык работы с литературой, умение ее цитировать.
Примерный порядок работы:
1. Выбрать тему из предложенного перечня.
2. Просмотреть доступную литературу из рекомендуемого списка.
(Возможно привлечение дополнительной литературы).
3. Ознакомиться с теми разделами, которые имеют непосредственное отношение к выбранной теме.
4. Выделить главные мысли, высказанные авторами по данной теме.
5. Систематизировать собранный материал, озаглавить смысловые разделы, расположить их в том порядке, который предполагается при написании сочинения.
6. Составить план сочинения, представляющий собой оглавление разделов в логической последовательности.
7. Сочинение должно содержать введение (не более 1/2 страницы), в котором изложено понимание студентом места, смысла, значения исследуемого вопроса в контексте изучаемой дисциплины.
8. Далее, в соответствии с планом, нужно связно и развернуто изложить основные мысли, сопоставив, при необходимости, мнения различных авторов.
9. Необходимо следить за тем, чтобы текст сочинения строго соответствовал избранной теме. При переходе от одного раздела к другому должна соблюдаться логическая связь и последовательность. На полях можно отмечать номера соответствующих пунктов плана.
10. Сочинение должно содержать заключение, в котором подводится итог, то есть сжато сформулированы основные выводы написанного сочинения. Объем заключения не должен превышать половины страницы.
11. Необходимо помнить, что сочинение не является проповедью, молитвословием или духовной беседой, поэтому оно должно быть выдержано в академическом стиле, без публицистических, лирических или стихотворных отступлений.
12. Содержание сочинения должно отвечать тематике той учебной дисциплины, по которой выбрана тема. Например, в сочинении по Священному Писанию Нового Завета необходимо прежде всего анализировать текст Священного Писания и его святоотеческий комментарий, а не писать работу по догматическому или нравственному богословию.
13. При написании сочинения следует использовать не менее пяти различных произведений литературы, необходимым является использование творений святых отцов и учителей Церкви.
Не принято ссылаться на пособия для воскресных школ (например. “Закон Божий” прот. Серафима Слободского) и популярные брошюры.
Правила цитирования
1. Цитаты не должны превышать половины объема текста.
2. Все цитаты необходимо заключать в кавычки. Если цитата приводится не дословно, то ссылка на нее все равно необходима, но в этом случае кавычки не нужны.
3. Библию не принято выносить в список литературы. После цитаты из традиционных текстов Священного Писания (греческого textus receptus, славянской Елисаветинской Библии, русского Синодального) в круглых скобках указывается книга, глава, стих(и).
Например: “да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна” (Ин. 15:11).
4. В конце реферата необходимо привести пронумерованный список использованной литературы с выходными данными: автор, название без кавычек, издательство, место и год издания. Порядок нумерации литературных источников в списке должен соответствовать последовательности их упоминания в тексте. Каждое произведение (или творение св. отцов) приводится в списке литературы только один раз. Образец оформления:
Печатное:
1. Лютынскі В. Ураджэнец Оршы на маскоўскім патрыяршым прастоле (старонкі біяграфіі Іаасафа ІІ) // Кутеинские чтения: материалы научно-практической конференции (22 сентября 2005 г.). – Орша, 2005.
2. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 6. – М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
Электронное:
Повесть временных лет. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pisatel.org/old/povest02.htm. – Дата доступа: 15.03.2006
5. После цитаты, заключенной в кавычки, (или косвенного упоминания) обязательна ссылка, которая в отличие от ссылки на Священное Писание принято приводить в квадратных (или в косых) скобках. В ссылке указывается только номер источника цитаты в списке литературы и соответствующая страница(ы) по указан-ному изданию. Например: “Название пророков прозорливцами было простонародным” [2, с.25].