Археология на русском участке в Иерихоне
С 1 по 29 апреля 2019 года преподаватель Витебской духовной семинарии Денис Юрьевич Андреев принимал участие в археологической экспедиции Института археологии РАН на Святой Земле. Это первый опыт сотрудничества семинарии и института.
Уже около десяти лет российскими и палестинскими археологами ведутся раскопки на участке земли в самом древнем городе мира Иерихоне. Место выбрано не случайно. Именно на нем по некоторым свидетельствам находится древняя смоковница, на которую влезал мытарь Закхей, желавший увидеть Христа. В 1884 году там же были обнаружены «развалины древней обители», как оказалось, принадлежащие ранневизантийскому периоду (4-7 вв. н. э.). Место было выкуплено еще в 1882 году русским иеромонахом Иоасафом и сейчас принадлежит Российской Федерации. Начальником экспедиции из России является Леонид Андреевич Беляев, советский и российский археолог, историк искусства, член-корреспондент Российской академии наук.
«Это одно из самых сложных мест среди археологических памятников Палестины, которыми мне приходилось заниматься» – говорит Махуммад Мансур Караджа – представитель Министерства спорта и древностей Палестины, член команды археологов. На небольшом участке, который можно сравнить с уколом иголки, найдены следы бурной человеческой деятельности, протекавшей в разные эпохи.
Святая Земля подобна Евангелию, которое не просто напоминает о Христе и рассказывает историю Его жизни, но проникнуто Им и до сих пор дышит Его деяниями и чудесами. И вне зависимости от цели и задач пребывания на этой благословенной многострадальной Земле главное для христианина – по возможности максимально с пользой для души воспринять все, что она может открыть.
Одно дело – путешествовать по Святой Земле и осматривать ее достопримечательности и главные святыни в «режиме конвейера», а природу наблюдать по большей части из комфортабельного кондиционируемого салона автобуса. Совсем другое дело – идти под палящим солнцем по знойной тропе в Иудейской пустыне, где, как и две тысячи лет назад, бедуины прогоняют небольшие стада овец. Мало кто из православных паломников имеет счастье просто пройти несколько километров по древней дороге из Иерихона в Иерусалим вдоль ущелья, там, где ходил Сам Христос, и увидеть среди желто-коричневого камня красные маки.
По-другому открывается Святая Земля тому, кто своими руками работал с ней, киркой и мотыгой разбивал твердую, как камень, целину, заставляя раскрывать свои сокровища.
Древние сосуды из глины и стекла. Изящные, своеобразные. Чаще всего они предстают археологам в виде черепков и осколков. По виду одних можно реконструировать первоначальную форму, а другие можно склеить в почти целый сосуд.
Монеты с изображениями византийских императоров. Такими они становятся только после кропотливой работы и многочасовой очистки. А из земли они выкапываются в виде странного вида зеленоватых кругляшей, на которых совершенно невозможно ничего разобрать.
Предметы обихода: аптекарская медная ложечка, глиняный светильник с изображением креста и пальмовой ветви, похожие на кораллы, покрытые несчищаемым слоем окисла, железные гвозди, части пряжек или брошей.
Украшения: медные перстни, изящные стеклянные или медные женские браслеты, бусины из ожерелья, покрытые серебристой патиной.
Есть находки более экзотические и для взгляда неопытного человека совершенно непонятные. В отдельных местах раскопа обнаружены необычные «комья земли», округлые, выпукло-вогнутые, по форме и размеру похожие на пригоршню, коричнево-ржавого цвета. По весу они тяжелее, чем обыкновенные куски земли того же размера, и даже чем камни. Опытный археолог, увидев подобный «камень», сразу распознает в нем крицу – достоверное свидетельство того, что на месте ее обнаружения велись работы по выплавке железа. Можно также найти причудливой формы «заготовки», напоминающие собой части глиняных сосудов, как бы вросших в породу или как бы недовысеченных из нее. Такие заготовки во множестве можно найти вблизи горна – большой печи, предназначенной для обжига керамики. Сами же заготовки называются неприятным словом, соответствующим их виду – «шлак». Несмотря на неприглядный вид, данные находки привлекают к себе особенный интерес. «Фотографируй их, пожалуйста, с разных сторон. В них можно обнаружить часть древней стены», – такое указание дает фотографу Лариса Алексеевна Голофаст, научный сотрудник Отдела классической археологии ИАРАН, кандидат исторических наук.
Встречаются объекты более внушительных размеров: одиночные тесаные камни-блоки, части стен из булыжника или сырцового кирпича, массивные базы и капители древних колонн, части древнего водопровода из бетона или керамических труб, колодцы или ванны для омовений, округлой формы печи, хозяйственные ямы. Особенным успехом в работе археологов считается обнаружение мозаичных полов. Большинство мозаик – белые, но бывают и разноцветные. Мозаики позволяют археологам делать вывод, что занимаемые ими территории были когда-то жилыми помещениями. Все находки тщательным образом изучаются не только в период раскопок на местности, но и по окончании экспедиции в лабораториях, в том числе и по фотографиям. Поэтому все объекты проходят обязательное фотографирование. А чтобы сделать качественную фотографию древнего мозаичного пола, его нужно качественно подмести. Тот, кому достается эта чрезвычайно пыльная работа, может себя вполне почувствовать каким-нибудь послушником древнего монастыря, выполняющим нелегкое послушание по уборке территории.
Работа со всеми этими артефактами каким-то удивительным образом «приближает» текст Евангелия, помогает глубже осознать его смысл. Рельефными и реальными становятся скупые фразы о быте людей, когда есть возможность познакомиться с деталями этого быта на собственном опыте. Само время становится осязаемым. Тот, кто однажды видел алавастровый сосуд (Мф. 26:7, Мк. 14:3, Лк. 7:37), навсегда запомнит, что его содержимое было драгоценным, поймет, почему о нем сказано, что его разбили, а не открыли, откупорили и пр. Кто своими руками с помощью кирки врубался в каменистую почву Палестины, по-настоящему может оценить труд ветхозаветного патриарха Иакова, выкопавшего колодец, у которого произошла беседа Господа Иисуса Христа и самарянки.
Завершить очерк хочется главным выводом о том, что на сегодняшний день через археологию на Святой Земле в жизни очень многих людей разной степени воцерковлености, христиан других исповеданий или даже представителей прочих религий происходит актуализация Священного Текста. Для православных же участие в такой археологической экспедиции может стать бесценной частью опыта приближения ко Христу.