История Витебской духовной семинарии

В соответствии с указом императора Александра I подпи­санным 16 декабря 1806 года в городе Полоцке предпи­сывалось открыть «Белорусскую духовную семинарию». Семинария предназначалась для обучения детей белого духовенства и содержалась за счёт имений и части денеж­ных средств епархии. Этот указ был результатом долгой и напряженной работы удивительного человека – местного уроженца Ираклия (Лисовского), митрополита Киевско­го, Галицкого и всея Руси, много сделавшего для воссое­динения униатов с Православной Церковью. Он родился в семье небогатого помещика Лепельского уезда Витебской губернии и был крещен в римско-католическом исповедании. Но с детства он проявил любовь к славянскому богослужению и в воскресные и праздничные дни посещал монастырскую церковь. После приня­тия монашества Ираклий завершил свое образование в высшем училище при Полоцком Софийском кафедральном соборе. Бу­дучи архимандритом Онуфриевского монастыря Мстиславского уезда Могилевской губернии, а затем и архиепископом Полоцким – Ираклий проявил себя последовательным приверженцем право­славного богослужения и обряда и активно искоренял новшества, внесенные латинствующими униатами прежних времен. Особые перемены в облике архиепископа Полоцкого Ираклия произошли после его пребывания в течение года в Иерусалиме: он вернулся, имея облик восточного православного священнослужителя: с бо­родой, длинными волосами, покрытыми белой скуфьей, в одежде, похожей на рясу восточного духовенства, только с узкими рукава­ми. Но реализовать свои стремления он смог лишь при императо­ре Александре I, который в 1805 году выделил ведение униатских дел в особый департамент римско-католической коллегии и назна­чил председателем митрополита Ираклия. И одним из пунктов его программы стало открытие духовной школы.

Семинария должна была располагаться при полоцком кафе­дральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания были заняты военным госпиталем, то Ираклию Лисовскому при­шлось разместить ее в своем архиерейском имении Струнь, рас­полагавшемся примерно в 6 километрах от Полоцка. Занятия вновооткрытой семинарии начались в январе-феврале 1807 года. Перво­начально семинария располагалась в архиерейском имении Струнь под Полоцком. К началу занятий уезд­ными протопресвитерами было доставлено 15 юношей, в числе ко­торых был и Василий Лужинский – будущий архиепископ Полоцкий и Витебский, впоследствии к ним присоединилось еще 6 юношей из архиерейского хора. Преподавание всех предметов (за исключением библейской истории) велось на рус­ском языке. Первым ректором был назначен архимандрит Аврелий Су­мятыцкий.

Митрополит Ираклий Лисовский
Митрополит Ираклий Лисовский

В октябре 1807 года семинарию посетил император Александр I.

В 1808 году митрополитом Ираклием Лисовским были утверж­дены правила учебно-воспитатель­ного процесса и штат семинарии (всего 50 воспитанников). А в ноя­бре 1808 года семинария из имения Струнь была перемещена в здание Софийского собора в Полоцке.

В 1809 году распоряжением но­вого епископа Полоцкого Иоанна Красовского число учащихся было доведено до 80.

В 1812 году семинария была ра­зорена французскими войсками и по распоряжению архиепископа Ио­анна Красовского была переведена в село Судиловичи Лепельского уезда.

Занятия возобновились в 1813 году, обратно в Полоцк семинария возвратилась в 1821 году при ректоре священнике Василие Лу­жинском (одном из первых выпускников семинарии).

К сожалению, как правило, семинария располагалась в непри­способленных для образовательного процесса ветхих старых зда­ниях, только в 1830-1833 гг. при архиепископе Иакове Мартусеви­че было построено новое двухэтажное здание, которое, впрочем, оказалось не вполне подходящим для занятий.

Архиепископ Василий Лужинский
Архиепископ Василий
Лужинский

Преподавательский штат при открытии семинарии был неве­лик – всего один преподаватель богословия. Постепенно число преподавателей увеличивалось и в воспоминаниях архиепископа Василия (Лужинского) упоминаются три учителя: Венедикт Родзе­вич, Иеремия и Кондратий Мальчевские. Более точные сведения о преподавательской корпорации собирались только с 1824 года, из­вестно, что с этого времени число преподавателей было в пределах 8-13 человек. Из их числа только четыре преподавателя с ученой степенью не ниже магистра богословия получали звание профес­сора. До 1839 года большая часть преподавателей были выходца­ми из Высшей Виленской семинарии. С 1829 года на преподавание русской гражданской истории и русской словесности стали назна­чать выпускников православных Духовных Академий.

С 1823 по 1839 год ректором семинарии являлся также ее вы­пускник доктор богословия Михаил Шелепин. Во время его рек­торства семинария дважды подвергалась реформированию в 1823-1824 годах и 1828-1829 годах, причем в последний раз пре­образование было совершено на основании устава духовных се­минарий православного исповедания. Всего в курс семинарии входило 28 отдельных предметов, которые вели 9 преподавателей (причем к 1833 году половина из них прошли курс православной академии). До 1834 года все преподаватели пользовались готовы­ми квартирами и столом от архиепископа, дополнительно выда­валось 25 аршин холста на белье. Позже эта льгота была упраздне­на и стали выплачивать денежную компенсацию на квартирные и столовые расходы. Материальные трудности заставляли препода­вателей искать возможность дополнительного заработка. Препо­даватели в сане священника становились настоятелями сельскихприходов, куда ездили для исправ­ления обязанностей в каникулярное время. Другие преподаватели иска­ли дополнительный приработок на государственной службе.

Архим. Филарет Малишевский
Архим. Филарет Малишевский

Большинство учащихся было на фундушевом (епископском) со­держании. В семинарском здании проживали фундушевые учащиеся, а своекоштные (на собственном со­держании) – на квартирах в городе. На казенное содержание учеников принимали при наличии удостове­рения о бедности. Положение сво­екоштных учеников было хуже, по­мимо учебы зачастую приходилось работать, например, прислугой в Софийском соборе, получая за это казенное жалование.

В 1833 году в Белорусской духов­ной семинарии обучалось 118 уче­ников, а в 1834 уже 208.

В 20-е годы 19-го века по ряду причин преподавание в семина­рии осуществлялось на польском языке (в российских семинариях только начинали переходить в пре­подавании основных предметов с латинского языка на русский), не изучались ни греческий, ни церков­но-славянский языки. Богословским предметам уделялось недостаточное внимание, делался упор на изучение естественных наук, математики и латинского языка. Четкий учебный план отсутствовал: в старшем классенаряду с богословием могли преподавать метафизику, физику, хи­мию, высшую математику. Предметы преподавались по учебни­кам и конспектам лекций из Высшей Виленской семинарии. Курс обучения был шестилетний, для окончательного завершения об­разования выпускники поступали в Полоцкую академию.

Архим. Павел Доброхотов
Архим. Павел Доброхотов

18 сентября 1828 года в семинарии был введен устав, поло­женный для Греко-российских духовных семинарий, что повлек­ло изменение плана преподавания предметов. В частности, из него были исключены такие предметы, как минералогия, химия, астрономическая география. Особое внимание было уделено изу­чению русского языка, на котором теперь надо было преподавать всеобщую и русскую историю. В учебный план теперь входили следующие предметы: христианская религия, польская религия, пастырское богословие, писание, догматическое богословие, ка­ноническое право, церковная история, математика, всеобщая история, российская история, география, русский язык и его сло­весность, логика, естественная история, красноречие, немецкий, французский, латинский, еврейский и греческий языки.

В 1830 году в семинарии было 5 отделений (курсов), а в духов­ном училище при ней – 4. По предписанию Святейшего Синода в 1853 году для лучших воспитанников было открыто миссио­нерское отделение, на котором преподавали ректор архимандрит Фотий, его помощник иеромонах Иоасаф и профессор Ксенофонт Говорский. Здесь не изучались латинский, греческий и еврейский языки, но добавлялись следующие предметы: история и стати­стика русского раскола, практические наставления миссионерам, обозрение сочинений, написанных как раскольниками, так и про­тив них. Эти предметы преподавались два раза в неделю, одновре­менно с основным учебным курсом.

В 1840 году семинария была переименована в Полоцкую Ду­ховную Семинарию.

В 1842-1843 гг. семинария была переведена на полное казен­ное содержание, и ее внутреннее устройство было приведено в соответствие с действующим уставом православных духовных семинарий. Во главе семинарии стоял ректор, он же был и пред­седателем правления семинарии, в состав которого входили ректор, инспектор и эконом. Семинария разделялась на 3 класса, или отделения, с двухгодичным курсом в каждом: низшее (риторика), среднее (философия) и высшее (богословие). Из лучших учени­ков высшего отделения назначали так называемых «старших» от 2-х до 4-х на класс, в зависимости от количества учащихся. Они были ответственны за вверенный им класс, становясь фактически администраторами по всему заведению в течение целой недели, не только днем, но и в ночное время. «Старшие» наблюдали за точным исполнением установленного порядка дня, наблюдали за продовольствием и т. д.

Распорядок в семинарии был примерно следующий: в учебные дни ученики вставали в 6 часов по звонку, в 7 часов собирались в столовый зал для утренней молитвы. В день проходило по три урока, каждый урок продолжался 2 часа, в 2 с половиной часа на­чинался обед. Время после обеда до 5 часов посвящалось частич­но свободным занятиям: хоровому пению, музыке или гимнасти­ке, рисованию, игре в шахматы и шашки, в мяч и т. п., частично отдыху, прогулке, чтению дозволенных книг. Желающие могли попить чаю, но не иначе, как в столовой или в буфете. Игра на музыкальных инструментах разрешалась только в указанных для этого местах. Потом следовала подготовка уроков, ужин, вечер­ние молитвы и отход ко сну в 23.00.

По свидетельству современников, «весь режим заведения, под­держивая свободное, бодрое, даже веселое настроение учащихся, не давал места ничему разгульному, распутному, позорному, бес­честному. Эти язвы, столь обычные в других закрытых учебных заведениях, решительно не прививались в семинарии совсем не потому, что порядки были слишком строги, а из-за того, что их не допускали сами нравы заведения».

В 1851 г. митрополит Иосиф (Семашко), ревизовавший По­лоцкую епархию, нашел семинарию в плохом состоянии. Здания, где размещались воспитанники, грозили обвалом. Их ремонт обошелся бы дороже, чем постройка нового здания. Было реко­мендовано перенести семинарию в Витебск. Поэтому в 1852 году ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констати­ровал аварийное состояние семинарского здания и ходатайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск. Но поскольку здание бывшего базилиан­ского монастыря, на тот момент было занято губернскими при­сутственными местами, семинария смогла переехать в Витебск лишь в 1856 году. Духовная Семинария продолжала называться Полоцкой до 1872 года, когда указом императора Александра II она была переименована в Витебскую Духовную семинарию.

Однако и это помещение не в полной мере соответствовало требованиям учебного процесса. С 1867 года начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки устра­нены не были: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора, неудобные спальные помещения и учебные комнаты. Так, Семинария распо­лагалась в 3-этажном здании около Успенского собора. На треть­ем этаже были оборудованы спальные комнаты студентов с гарде­робной, которая использовалась еще как чайная. Учебные классы находились на втором этаже. На первом этаже располагались комнаты инспекции, столовая, буфет и медпункт. В двухэтажной пристройке находилась семинарская церковь в честь святых рав­ноапостольных Кирилла и Мефодия и библиотека. Церковь была достаточно просторная и красивая. В ней хранились подаренные великим князем Сергеем Александровичем вышитые серебря­ными и золотыми нитями хоругви. Ситуация изменилась в 1876 году, когда для нужд Семинарии было приобретено бывшее зда­ние мужской гимназии.

При семинарии были физический и минералогический каби­неты, библиотеки, читальный зал, с 1861 года – воскресная школа, впоследствии преобразованная в образцовую. Фундаментальная библиотека формировалась постепенно, в ее состав вошли книги следующих библиотек: Жидичинской, Радомышльской, Полоцко­го Софийского собора, архиепископа Иоанна Красовского, иезуи­тской Ужвалдской, Лядунского духовного училища, Поддубийско­го базилианского монастыря, Мархировской Покровской церкви. Много книг было приобретено из суммы, ежегодно выделяемой на содержание семинарии. Большинство книг было богословско­го содержания и на латинском языке, было очень мало книг нарусском языке и почти не было книг на греческом. По статистическим сведениям количество книг в библи­отеке в отдельно взятые годы было следующим: в 1829 году – 1803 экз., в 1869 году – 6000 экз., в 1870 году – 5000 экз., в 1888 году – 7000 экз.

Архим. Анатолий Станкевич
Архим. Анатолий
Станкевич

С 1867 года в состав правления Семинарии по педагогическим де­лам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовен­ства. С 1870 года все преподаватели семинарии вместе с тремя членами от духовенства составляли педаго­гическое собрание, а распорядитель­ное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства. К 1907 году в состав педагогического собрания входили все преподаватели и два члена от духовенства, а распоряди­тельное собрание состояло из рек­тора, инспектора, преподавателя поназначению местного епископа, се­кретаря, члена от духовенства и эко­нома. Преподаватели выбирались правлением семинарии после трех пробных лекций, это же требование сохранялось при переходе препода­вателя с одного предмета на другой.

Воспитание нравственного пове­дения учащихся возлагалось на ин­спектора. Он следил за поведением учеников через своего помощника, Основными методами воздействия были увещание, убеждение и воз­буждение стыда. Случаи исключе­ния учащихся почти не встречались. Из наказаний практиковались следу­ющие: внушение, предупреждение, внесение в книгу поведения, порица­ние в присутствии всей семинарии. В семинарии сложилась традиция без­укоризненного поведения учащихся, иногда в течение целого года не было нарушений дисциплины. Но, к сожа­лению, так было не всегда. В 1879 г. статским советником Зинченко по заданию учебного комитета при Св. Синоде произведена проверка Витеб­ской духовной семинарии.

Архиепископ Никанор Бровкович
Архиепископ Никанор
Бровкович

В докладе были указаны следующие дисципли­нарные недостатки: самовольные отлучки в город, пропуски уроков и богослужений по лености, наруше­ние классной дисциплины, опазды­вание из отпуска в город, посещение театра и участие в театральных пред­ставлениях, уклонение от молитвы,грубость перед педагогом, курение табака, злоупотребление алкоголем (2 случая) и воровство (1 случай). Но при этом с внешней стороны в рели­гиозном отношении студенты семи­нарии были безукоризненны: поют в церкви стройно, читают на клиросе хорошо. Учебные классы и столовая содержались опрятно, но общежитие оказалось неряшливым. Что же каса­лось учебного процесса, то Зинченко отметил следующее: в сочинениях учеников было заметно однообразие в мыслях и планах, как следствие их недостаточной подготовки в учили­ще. Многие указанные недостатки были характерными для большин­ства епархиальных семинарий того времени и были обусловлены объ­ективными причинами, в первую очередь чрезмерной формализацией духовного образования и невысоким материальным обеспечением духо­венства в целом и учебного процесса в частности.

Историческое здание семинарии конца XIX в.
Историческое здание семинарии конца XIX в.

На базе Семинарии действовала воскресная школа, в которой пре­подавали семинаристы. На занятия приходили ученики уездного учили­ща и гимназии. Для работы с детьми привлекались самые лучшие студен­ты, которые индивидуально занима­лись с каждым учеником. За хоро­шие успехи детям дарили памятные подарки, а их молодых наставников ставили на казенное довольствие.В 1869 году при семинарии был открыт класс иконописи.

События революции 1905–1907 гг. повлияли и на жизнь Витеб­ской Духовной семинарии. В феврале 1905 года многие семина­рии (Московская, Калужская, Ярославская, Екатеринославская, Костромская, Кишиневская, Олонецкая, Кавказская и многие другие духовные школы) Российской Православной Церкви были охвачены беспорядками.

Архимандрит Арсений Иващенко
Архимандрит Арсений
Иващенко

Основные требования учащихся в этот период касались внутреннего распорядка: воспитанники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали устранения ненавистных ад­министраторов, улучшение санитарно-гигиенических условий и питания. Выступления не носили еще ярко выраженного поли­тического характера. Не исключением была и Витебская семина­рия. Поводом для волнений послужил запрет на поездку домой семинаристам на 1-ю седмицу Великого поста 1905 г. Конфликт заключался в несогласованности действий семинарского прав­ления с епархиальной властью и неспособности обоих властей самостоятельно разрешить конфликт без решения синодальной власти. Семинарское начальство, вместе с епархиальным пре­освященным Серафимом (Мещеряковым) дозволили воспитан­никам обратиться с телеграммой к обер-прокурору Святейшего Синода для разрешения вопроса. Из Св. Синода 19-го февраля последовало разрешение отпустить семинаристов до 2-й недели Великого поста. Конфликт был разрешен к 22 февраля 1905 года. Однако правление Семинарии сочло необходимым разобрать сложившийся конфликт и предпринять некоторые меры по пред­упреждению подобного в будущем.

Архиепископ Антоний Зубко
Архиепископ Антоний
Зубко

Так оно просило у епископа Серафима разрешить следующие мероприятия с целью улучше­ния семинарской жизни:

1. Разрешить воспитанникам обсуждение ими актуальных во­просов по классам во внеурочное время;

2. В виду того, что отмена экзаменов для первых пяти классов в прошедшем году не повлияла негативно на успехи воспитанников и в целях сбережения здоровья учащихся, просить его преосвя­щенство ходатайствовать об отмене экзаменов для успевающих учеников и в текущем году.3. В целях гарантии сохранности семинарской собственности, учебников и имущества воспитанников, а также и для устранения личных неприятностей воспитанников, разрешить им прибегать к товарищескому обсуждению для доведения до начальства сведе­ний о допущенных неисправностях.

4. Разрешить воспитанникам через дежурных принимать уча­стие в составлении меню обеда и ужина.

5. Улучшить санитарное и гигиеническое состояние семинар­ских зданий и двора.

Утвердив журнал правления семинарии, преосвященный Се­рафим однако не стал ходатайствовать перед Св. Синодом об от­мене экзаменов, разрешения учреждения товарищеского суда и общего собрания воспитанников для обсуждения общих «нужд и интересов», понятия которых весьма растяжимы, особенно учи­тывая события 1905 г.

Помимо этого внимание епархиального начальства было об­ращено и на внеучебную жизнь учащихся семинарии. В частно­сти, это сказалось на возможности проведения танцевального вечера в здании Витебской духовной семинарии, что в преды­дущие годы было невозможно осуществить. Так, 8-го февраля 1906 г. состоялся литературно-музыкальный вечер в Витебской семинарии, в программу которого входили комедия-шутка, чте­ние стихотворений и народные песни в исполнении оркестра ба­лалаечников. Вечер закончился танцами.

Все эти мероприятия позволили не довести конфликт до край­ней точки и продолжить образовательный процесс, в отличие от других семинарий, где учебный год был прерван в результате ре­волюционных протестов. Так, например, в Калужской семинарии студенты постоянно распевали революционные песни и даже в церковь шли с пением Марсельезы. 20 ноября над зданием семи­нарии был выброшен красный флаг, на котором было написано: «Долой самодержавие – да здравствует свобода».

Еще одно важное внешнее событие отозвалось на жизни Ви­тебской семинарии – начавшаяся в августе 1914 года Первая ми­ровая война. Сразу же в правление семинарии от студентов стали поступать прошения об отчислении их из семинарии с целью поступления на военную службу. Одни из воспитанников поступи­ли в юнкерские училища, другие прямо вступили в ряды войск. Число ушедших семинаристов составило 10% от количества обу­чающихся в семинарии, а если из общего состава вычесть воспи­танников 14–16 лет, не подходящих по возрасту, то число желаю­щих послужить Отечеству будет больше – 15%.

20 января 1918 года был принят Декрет об отделении Церкви от государства. Жителям Витебска об этом сообщил делегат По­местного собора Русской Православной Церкви Георгий Полон­ский. С этого момента духовное образование в Полоцко-Витеб­ской епархии было поставлено в тяжелейшие условия.

25 января 1918 года в Витебске в архиерейском доме состоя­лось собрание родителей воспитанников Витебской Духовной семинарии под председательством последнего ректора семинарии протоиерея Сергия Артоболевского (впоследствии скончался в 1920 году). На повестке дня стоял вопрос о невозможности про­ведения занятий после Рождественских каникул 1918 года по при­чине недополучения средств из казны на содержание семинарии с ноября 1917 года. Тем не менее было принято решение все-таки приступить к занятиям с 15 февраля 1918 года и ввести взнос за обучение для всех учащихся, кроме сирот.

2 мая 1918 года в Витебской Духовной семинарии состоялся последний выпуск. Вечером этого дня все выпускники собрались в Витебском кафедральном Николаевском соборе на благодар­ственный молебен, который отслужил ректор протоиерей Сергий Артоболевский.

11 мая 1918 года, в день памяти святых равноапостольных Ме­фодия и Кирилла, на который приходился храмовой праздник Витебской Духовной семинарии – торжественное богослужение состоялось в Успенском соборе Витебска, поскольку здание Ду­ховной семинарии было занято польскими легионерами, которые впоследствии разграбили не только семинарию, но даже и домо­вой храм свв. Кирилла и Мефодия при ней.

Архиепископ Иннокентий (Ястребов)
Архиепископ Иннокентий
(Ястребов)

В 1919 году, по благословению архиепископа Полоцко-Витеб­ской епархии Иннокентия (Ястребова) и с разрешения граждан­ских властей, при Витебском кафедральном Николаевском собореначала действовать пастырская шко­ла под руководством священника Николая Околовича.

Одновременно началось чтение лекций по Закону Божьему в совет­ских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской Духов­ной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский, который в младшей группе преподавал катехизис и бого­словие, а свящ. Николай Околович в старшей группе преподавал исто­рию религий, общую и русскую цер­ковную историю, а также основное, нравственное и догматическое бого­словие.

Очевидно, что деятельность пастырской школы была непро­должительной, поскольку после 1919 года нигде не встречается упоминание о ней.

В основном здании семинарии как минимум до 1922 года раз­мещался Витебский краеведческий музей, впоследствии здание было передано станкоинструментальному техникуму, который располагается в нем и поныне. Второе здание в разные годы при­надлежало разным организациям: в частности в нем распологался завод заточных станков, зоопарк (кафельная плитка на полу 1-го этажа до сих пор хранит следы подков лошадей) и др. В годы Вели­кой Отечественной войны в нем располагалось служба СД.

В годы войны была предпринята попытка возрождения духов­ного образования в Полоцко-Витебской епархии: в июне 1943 года на съезде духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии было принято решение об открытии трехмесячных пастырских курсов по подготовке кандидатов в священный сан. Курсы действовали до весны 1944 года.

 

 Возрождение

Возрождение духовного образования в Витебской епархии тесно связано с возрождением духовной жизни епархии в 90-е годы 20-го века. Перед епархиальным руководством стоял целый ряд проблем, обусловленных годами безбо­жия, когда на территории Витебской епархии действо­вало всего 11 храмов. Во-первых, это катастрофическая нехватка квалифицированных кадров на всех ступенях церковной жизни: от свечницы до настоятеля прихода и благочинного. Во-вторых, это низкий образовательный уровень духовенства, что не могло не сказываться на уровне мис­сионерской и катехизаторской деятельности, особенно когда вре­мя и общество ставят перед Церковью все новые и новые задачи. В сентябре 1996 г. при епархиальном управлении открылись го­дичные курсы для подготовки регентов-псаломщиков и катехиза­торов. Всего обучалось 24 человека. 12 сентября 1997 года, указом управляющего Витебской епархией Архиепископа Витебского и Оршанского, регентские курсы при Витебском Епархиальном управлении были разделены на два курса по направлениям: «Ре­гентское отделение» и «Отделение катехизации» (подготовка пре­подавателей воскресных школ).

18 ноября 1998 года, на основании решения Священного Сино­да Белорусской Православной Церкви (журнал № 51) регентские курсы при Витебском Епархиальном управлении преобразованы в Витебское Духовное училище. В 2001 году в Витебском Духов­ном Училище было открыто двухгодичное богословско-пастыр­ское отделение. Прошедшая в этом же году инспекционная про­верка Учебного Комитета РПЦ подтвердила статус Училища. В 2004 году срок обучения на богословско-пастырском отделении был продлен до 3-х лет, а в следующем до 4-х лет. Первый полный выпуск богословско-пастырского отделения в 2006 году составил 5 человек. Параллельно с этим в Духовном Училище начинаются активные подготовительные работы по преобразованию бого­словско-пастырского отделения в Витебскую Духовную Семина­рию.

На заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви, который состоялся 21 апреля 2007 года, был заслушандоклад Высокопреосвящен­нейшего Филарета, Митро­полита Минского и Слуц­кого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси о рапортах Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Витебского и Оршанского о преобразовании богослов­ско-пастырского отделе­ния Витебского Духовного училища в Витебскую Ду­ховную семинарию, а так­же письмо представителей научной общественности города Витебска. Было при­нято решение: направить рапорт Высокопреосвящен­ного Филарета, Митропо­лита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на имя Предсе­дателя Учебного Комитета Московского Патриархата Высокопреосвященного Евгения, Ар­хиепископа Верейского, с просьбой рассмотреть вопрос о воз­можности преобразования богословско-пастырского отделения Витебского Духовного училища в Витебскую Духовную семина­рию. А первое обращение с просьбой о возрождении семинарии в Витебске было направлено на имя Митрополита Филарета еще 19 марта 2005 года.

В июне 2007 года Витебское Духовное Училище посетила ин­спекционная комиссия Учебного комитета при Священном Сино­де под руководством протоиерея Максима Козлова.

На заседании Священного Синода под председательством Па­триарха Московского и всея Руси Алексия II от 21 августа 2007 года рассматривался вопрос о преобразовании богословско-па­стырского отделения Витебского Духовного Училища в Витеб­скую Духовную Семинарию. На основании доклада инспекци­онной комиссии об результатах проверки Священный Синод вынес следующее решение: «Благословить продление срока обучения на богословско-пастырском отделении Витебского Ду­ховного Училища до 4-х лет по старой семинарской программе и, в дальнейшем, по результатам первого выпуска четырехго­дичного курса рассмотреть вопрос о возможности продления обучения до 5-ти лет и преобразования Училища в Семинарию» (Журнал № 81).

В 2009 году состоялся выпуск богословско-пастырского от­деления, подготовленного на основании решения Священного Синода, о чем и был подготовлен особый рапорт. В этом же годуВитебскую Духовную Семинарию во время своего визита в Ви­тебскую епархию посещает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На основании проверок инспекционных комиссий под предсе­дательством прот. Максима Козлова и прот. Владислава Цыпина и доклада председателя Учебного Комитета РПЦ 30 мая 2011 года Священный Синод РПЦ принял следующее решение: «Преобра­зовать Витебское духовное училище в Витебскую духовную семи­нарию. Ректором Витебской духовной семинарии назначить архи­епископа Витебского и Оршанского Димитрия». А 15 июля 2011 года Устав Витебской Духовной Семинарии был зарегистрирован уполномоченным по делам религий и национальностей Республи­ки Беларусь.

Современное положение

Витебская православная духовная семинария
Витебская православная духовная семинария

На данный момент Витебская Духовная Семинария динамич­но развивающееся высшее учебное заведение Белорусской Православной Церкви. В ней осуществляется подготовка священнослужителей, богословов, педагогов, других цер­ковных работников для служения на приходах, в епархи­альных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других цер­ковных и светских организациях. В рамках духовной семи­нарии действует программа первого уровня – бакалавриата, на котором студенты приобретают знания, умения и компетен­ции, необходимые, прежде всего, для пастырской, а также религи­озно-просветительской, миссионерской и церковно-социальной деятельности в условиях современного общества. Срок обучения составляет 5 лет на очном отделении и 6 лет соответственно на заочном. В рамках учебного процесса преподаются богословские, исторические и гуманитарные дисциплины. Особое значение придается предметам церковно-практического цикла.Студенты и профессорско-преподавательский состав активно участвуют в научной жизни. На базе Духовной Семинарии регу­лярно проходят круглые столы, семинары, научные конференции. Помимо этого студенты и педагоги принимают участие в конфе­ренциях, проводимых как в других ДС, так и в светских учебных заведениях. Витебская Духовная Семинария поддерживает тес­ные контакты как с рядом Духовных Семинарий (России, Укра­ины и Беларуси), так и со светскими высшими учебными заведе­ниями: Витебским Государственным Университетом, Витебским Государственным Медицинским Университетом, Витебской Ака­демией ветеринарной медицины и др. Активно налаживаются и международные связи: Вит.ДС посещала делегация из Геттинген­ского университета, преподавтели ВитДС были с визитом и про­вели переговоры о сотрудничестве с Варшавской теологической академией.

В свободное от учебы время проводятся разнообразные вос­питательные мероприятия, студенты посещают музеи, выставки,театры, занимаются спортом. Многие студенты Витебской Духов­ной Семинарии были членами команды по игре брейн-ринг, при­нимают активное участие в работе молодежного братства, соци­альной службы Витебской епархии. Команда Витебской Духовной Семинарии по футзалу «Витьбичи» регулярно принимает участие и занимает призовые места в турнирах среди команд духовных учебных заведений, проводимых отделом молодежного служения г. Москвы.

Центром духовного и пастырского воспитания студентов се­минарии является храм в честь небесных покровителей семина­рии – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С первого курса студенты приступают не только к теоретическому знаком­ству с православным богослужением, но и непосредственно уча­ствуют в нем в качестве иподиаконов, чтецов, певцов, пономарей, учатся произносить проповеди.

Всего на данный момент (2013-2014 уч. год) в Витебской Ду­ховной Семинарии обучается 260 студентов на всех формах обу­чения. Преподавательское послушание несут 29 преподавателей, из них 2 доктора наук, 4 кандидата, все остальные имеют высшее богословское или высшее светское образование. Многие препода­ватели оканчивают обучение в Духовных Академиях.

Из числа выпускников семинарии четверо получили епи­скопский сан – Василий Лужинский, Антоний Зубко, Филарет Малишевский, Павел Гальковский. Ректор семинарии профессор Ксенофонт Говорский был в числе основоположников исследова­ния истории Полоцкого края, чьи труды были продолжены таки­ми выпускниками ВитДС, как Довгялло Д. И., Никифоровским Н. Я., Сахаровым С. П. и другими. Последний протопресвитер воен­ного и морского духовенства Российской империи, член россий­ского Святейшего Правительствующего Синода Георгий Шавель­ский также выпускник нашей семинарии.

В разные годы ректорами ВитДС были такие известные цер­ковные деятели и писатели, как епископ Арсений (Иващенко), архиепископ Никанор (Бровкович), архиепископ Феофан (Гав­рилов), протоиерей Иоанн Пичета, епископ Памфил (Лясков­ский) и др.

Трое воспитанников Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых Белорусской Православной Церкви. В чине священномучеников: протоиерей Николай (Околович) – выпускник 1883 и протоиерей Михаил (Околович) – выпускник 1910 года; в чине исповедника веры Владимир (Еленевский) – вы­пускник 1896 года.