Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский (1798−1868): значение личности и деятельности
В 2018 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви проводятся мероприятия, посвященные памяти митрополита Иосифа.
Высокопреосвященный Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря (ст. ст.) 1798 года на Украине. Он происходил из старинного шляхетского рода, многие члены которого по сложившейся семейной традиции были униатскими священниками. Иосиф получил высшее духовное образование в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив после завершения обучения к несению церковного послушания, благодаря большим способностям, в 27-летнем возрасте он уже стал прелатом и занимал должность заседателя во 2-м (или иначе — униатском) департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т. е. участвовал в делах высшего управления униатской церкви в России. Семашко вполне мог рассчитывать на епископский сан, но к 1827 году он полностью разочаровался в католичестве и решил перейти в православие, поступив в иноки Александро-Невской лавры. Этому не суждено было сбыться. В ноябре 1827 года ему случайно представилась редкая возможность высказать перед высшими сановниками Российской империи свои взгляды на межконфессиональные проблемы в белорусско-литовских губерниях. Прелат Иосиф использовал этот шанс. Однако, он не только описал неустойчивое положение униатской церкви между православием и католичеством латинского обряда, но и решительно заявил: греко-католики в Российской империи могут быть возвращены в прежнее православное исповедание. Встретив личную заинтересованность императора Николая I, Семашко сумел с 1828 по 1830 год провести реформу унии, которая вела к преодолению кризисных явлений, накопившихся в ней, вводила предусмотренное условиями Брестской церковной унии 1596 года самоуправление униатской церкви и ограждала униатских священников и верующих от влияния духовенства латинского обряда и помещиков-католиков.
В 1829 году прелат Иосиф был возведен в сан епископа. Свое высокое положение он использовал для постепенного приближения униатов к православию в церковно-административной, канонической и литургической сферах, а также в системе богословской подготовки духовенства. Одновременно он лично и через единомышленных помощников убеждал священников в истинности Восточной Церкви и необходимости униатам вернуться в лоно Вселенского Православия.
12 февраля (ст. ст.) 1839 года преосвященный Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором было объявлено о разрыве союза с Римом и возвращении всех униатов, проживавших на белорусско-литовских и украинских землях, в православное вероисповедание.
После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы. Особые усилия ему пришлось употребить на то, чтобы защитить своих пасомых от латинского прозелитизма и нападок как со стороны польской и ополяченной белорусской шляхты, так и со стороны отдельных представителей местных гражданских властей. Проверкой успешности деятельности митрополита Иосифа стало восстание сторонников возрождения Речи Посполитой 1863−1864 годов. Оно показало нежелание белорусов возвращаться к униатской старине, а также то, что через 25 лет после воссоединения они были тверды в православии и решительно разделяли свои и польские интересы. Скончался высокопреосвященный в 1868 году в Вильно, где был погребен в крипте Свято-Духова собора под ракой трех Виленских мученников — Антония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней.
Значение прекращения действия Брестской церковной унии на белорусских землях в 1839 году для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого Собора Беларусь представляла собой преимущественно католическую страну. Две трети белорусов были греко-католиками. После Полоцкого Собора, подготовленного митрополитом Иосифом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь превратилась в страну православную. То, что в настоящее время в Республике Беларусь 85% верующих относят себя к православным — это в значительной степени достижение митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижников.
Однако, этим заслуги митрополита Иосифа не ограничиваются. Его церковно-общественная деятельность оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры и становление белорусского национального самосознания, поскольку в религиозно-культурном отношении объединила белорусских народ и пошатнула господство над ним полонизма. Нельзя забывать, что униатская церковь была беззащитной перед процессами латинизации и полонизации. В первой трети ХІХ века латинизация и полонизация вели унию к поглощению католичеством латинского обряда и денационализации белорусов-униатов. Воссоединение с Русской Православной Церковью остановило это движение, что дало мощный толчок осознанию белорусами своей самобытности. Дело в том, что, вернувшись в русскую православную семью, они не растворились без следа в русском море, но приобрели понимание того, что занимают собственное достойное место среди прочих восточных славян — великороссов и украинцев. Во времена унии белорусам постоянно указывали, что и вера их второсортная, и люди они недоразвитые.
В тесной связи со сказанным стоит еще одна заслуга митрополита Иосифа. Владыка после Полоцкого Собора сумел с великой любовью к пастырям, с уважением к ним, с пониманием их трудностей перевоспитать бывшее униатское в значительной степени полонизированное духовенство и вывел на историческую сцену новое поколение православных белорусских священников. Последние во второй половине XIX века стали первой интеллигенцией белорусов, проводником идей, освободивших народ от удушающего культурного и религиозного давления полонизма, который заставлял белорусов служить чужим интересам. При этом белорусское воссоединенное духовенство, войдя в состав русского православного духовенства, благодаря методу постепенности и деликатности, примененному к его преобразованию владыкой, благодаря трепетному отношению митрополита Иосифа к местным особенностям и традициям, не утратило свои характерные черты. В результате именно православное духовенство, воспитанное митрополитом Иосифом, стало для нашего народа той не чуждой, а родной закваской, которая дала мощный толчок к пониманию им своей самобытности.
Все сказанное подводит к выводу о том, что упразднение унии в 1839 году и последующее восстановление православия среди белорусов оказались теми событиями, которые заложили духовный фундамент современной белорусской государственности. Без порожденного Полоцким Собором духовного и культурного подъема, всколыхнувшего белорусов, наше национальное самоопределение было бы невозможно. Нужно признать, что значительный вклад в появление современной Республики Беларусь принадлежит митрополиту Иосифу (Семашко). Сам высокопреосвященный Иосиф не преследовал такой цели. Он возрождал православие, видя в нем истинный путь ко спасению, отстаивал каноническое единство Русской Церкви, исходя из убеждения, что Православная Церковь является духовным основанием единства и силы восточнославянских народов. Тем не менее, своей деятельностью, помимо прочего он поспособствовал и этому.
В наши дни личность и деятельность митрополита Иосифа (Семашко) подвергаются разного рода нападкам со стороны тех, кого раздражает существование Белорусской Православной Церкви, кто хочет религиозно-культурного реванша за Полоцкий Собор 1839 года и вытеснения православия из жизни белорусского общества, кто стремится разрушить межконфессиональный мир в нашей стране, являющийся безусловным достижением суверенной Республики Беларусь. Митрополита Иосифа называют и «русификатором», нанесшим непоправимый урон белорусской культуре, и ренегатом, предавшим национальную веру белорусов — унию, и неразборчивым в методах руководителем, силой заставившим униатских священников согласиться на православие. Все это не соответствует действительности.
Религиозная мотивация деятельности, сама деятельность и нравственный облик митрополита Иосифа безупречны. Об этом можно много говорить, и об этом нужно будет говорить на мероприятиях в следующем году, но сегодня я ограничусь лишь цитатой из воспоминаний протоиерея Павла Круковского, являвшегося одним из воссоединившихся с православием под руководством митрополита Иосифа в 1839 году священников, который был свидетелем духовного и национально-культурного возрождения белорусского народа после упразднения унии. Вот что говорил этот священнослужитель своему сыну, когда услышал скорбную весть о кончине митрополита Иосифа:
«Без него (митрополита Иосифа — А.Р.)… не подымется к новой жизни наш край! Не будет уже в Белоруссии такого митрополита; никто не направит новое поколение духовенства к заветам вечной правды, никто не вдохнет живой веры в святое дело народного обновления».
В этих словах заключается высочайшая оценка и церковной, и общественной, и культурной деятельности митрополита Иосифа. Они звучат несколько пессимистично. Но это не предвидение будущего упадка, а скорее тревога. Протоиерей Павел опасался, чтобы не вернулись времена унии, которые он слишком хорошо знал, в которых ему запомнилось унижение своего народа.
Празднования, посвященные памятным датам жизни митрополита Иосифа (Семашко), призваны напомнить православным верующим в Беларуси о великом подвижнике православной веры, благодаря которому мы идем по православному пути ко спасению.
Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия