В соответствии с указом императора Александра I подписанным 16 декабря 1806 года в городе Полоцке предписывалось открыть «Белорусскую духовную семинарию». Семинария предназначалась для обучения детей белого духовенства и содержалась за счёт имений и части денежных средств епархии. Этот указ был результатом долгой и напряженной работы удивительного человека – местного уроженца Ираклия (Лисовского), митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, много сделавшего для воссоединения униатов с Православной Церковью. Он родился в семье небогатого помещика Лепельского уезда Витебской губернии и был крещен в римско-католическом исповедании. Но с детства он проявил любовь к славянскому богослужению и в воскресные и праздничные дни посещал монастырскую церковь. После принятия монашества Ираклий завершил свое образование в высшем училище при Полоцком Софийском кафедральном соборе. Будучи архимандритом Онуфриевского монастыря Мстиславского уезда Могилевской губернии, а затем и архиепископом Полоцким – Ираклий проявил себя последовательным приверженцем православного богослужения и обряда и активно искоренял новшества, внесенные латинствующими униатами прежних времен. Особые перемены в облике архиепископа Полоцкого Ираклия произошли после его пребывания в течение года в Иерусалиме: он вернулся, имея облик восточного православного священнослужителя: с бородой, длинными волосами, покрытыми белой скуфьей, в одежде, похожей на рясу восточного духовенства, только с узкими рукавами. Но реализовать свои стремления он смог лишь при императоре Александре I, который в 1805 году выделил ведение униатских дел в особый департамент римско-католической коллегии и назначил председателем митрополита Ираклия. И одним из пунктов его программы стало открытие духовной школы.
Семинария должна была располагаться при полоцком кафедральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания были заняты военным госпиталем, то Ираклию Лисовскому пришлось разместить ее в своем архиерейском имении Струнь, располагавшемся примерно в 6 километрах от Полоцка. Занятия вновооткрытой семинарии начались в январе-феврале 1807 года. Первоначально семинария располагалась в архиерейском имении Струнь под Полоцком. К началу занятий уездными протопресвитерами было доставлено 15 юношей, в числе которых был и Василий Лужинский – будущий архиепископ Полоцкий и Витебский, впоследствии к ним присоединилось еще 6 юношей из архиерейского хора. Преподавание всех предметов (за исключением библейской истории) велось на русском языке. Первым ректором был назначен архимандрит Аврелий Сумятыцкий.
В октябре 1807 года семинарию посетил император Александр I.
В 1808 году митрополитом Ираклием Лисовским были утверждены правила учебно-воспитательного процесса и штат семинарии (всего 50 воспитанников). А в ноябре 1808 года семинария из имения Струнь была перемещена в здание Софийского собора в Полоцке.
В 1809 году распоряжением нового епископа Полоцкого Иоанна Красовского число учащихся было доведено до 80.
В 1812 году семинария была разорена французскими войсками и по распоряжению архиепископа Иоанна Красовского была переведена в село Судиловичи Лепельского уезда.
Занятия возобновились в 1813 году, обратно в Полоцк семинария возвратилась в 1821 году при ректоре священнике Василие Лужинском (одном из первых выпускников семинарии).
К сожалению, как правило, семинария располагалась в неприспособленных для образовательного процесса ветхих старых зданиях, только в 1830-1833 гг. при архиепископе Иакове Мартусевиче было построено новое двухэтажное здание, которое, впрочем, оказалось не вполне подходящим для занятий.
Преподавательский штат при открытии семинарии был невелик – всего один преподаватель богословия. Постепенно число преподавателей увеличивалось и в воспоминаниях архиепископа Василия (Лужинского) упоминаются три учителя: Венедикт Родзевич, Иеремия и Кондратий Мальчевские. Более точные сведения о преподавательской корпорации собирались только с 1824 года, известно, что с этого времени число преподавателей было в пределах 8-13 человек. Из их числа только четыре преподавателя с ученой степенью не ниже магистра богословия получали звание профессора. До 1839 года большая часть преподавателей были выходцами из Высшей Виленской семинарии. С 1829 года на преподавание русской гражданской истории и русской словесности стали назначать выпускников православных Духовных Академий.
С 1823 по 1839 год ректором семинарии являлся также ее выпускник доктор богословия Михаил Шелепин. Во время его ректорства семинария дважды подвергалась реформированию в 1823-1824 годах и 1828-1829 годах, причем в последний раз преобразование было совершено на основании устава духовных семинарий православного исповедания. Всего в курс семинарии входило 28 отдельных предметов, которые вели 9 преподавателей (причем к 1833 году половина из них прошли курс православной академии). До 1834 года все преподаватели пользовались готовыми квартирами и столом от архиепископа, дополнительно выдавалось 25 аршин холста на белье. Позже эта льгота была упразднена и стали выплачивать денежную компенсацию на квартирные и столовые расходы. Материальные трудности заставляли преподавателей искать возможность дополнительного заработка. Преподаватели в сане священника становились настоятелями сельскихприходов, куда ездили для исправления обязанностей в каникулярное время. Другие преподаватели искали дополнительный приработок на государственной службе.
Большинство учащихся было на фундушевом (епископском) содержании. В семинарском здании проживали фундушевые учащиеся, а своекоштные (на собственном содержании) – на квартирах в городе. На казенное содержание учеников принимали при наличии удостоверения о бедности. Положение своекоштных учеников было хуже, помимо учебы зачастую приходилось работать, например, прислугой в Софийском соборе, получая за это казенное жалование.
В 1833 году в Белорусской духовной семинарии обучалось 118 учеников, а в 1834 уже 208.
В 20-е годы 19-го века по ряду причин преподавание в семинарии осуществлялось на польском языке (в российских семинариях только начинали переходить в преподавании основных предметов с латинского языка на русский), не изучались ни греческий, ни церковно-славянский языки. Богословским предметам уделялось недостаточное внимание, делался упор на изучение естественных наук, математики и латинского языка. Четкий учебный план отсутствовал: в старшем классенаряду с богословием могли преподавать метафизику, физику, химию, высшую математику. Предметы преподавались по учебникам и конспектам лекций из Высшей Виленской семинарии. Курс обучения был шестилетний, для окончательного завершения образования выпускники поступали в Полоцкую академию.
18 сентября 1828 года в семинарии был введен устав, положенный для Греко-российских духовных семинарий, что повлекло изменение плана преподавания предметов. В частности, из него были исключены такие предметы, как минералогия, химия, астрономическая география. Особое внимание было уделено изучению русского языка, на котором теперь надо было преподавать всеобщую и русскую историю. В учебный план теперь входили следующие предметы: христианская религия, польская религия, пастырское богословие, писание, догматическое богословие, каноническое право, церковная история, математика, всеобщая история, российская история, география, русский язык и его словесность, логика, естественная история, красноречие, немецкий, французский, латинский, еврейский и греческий языки.
В 1830 году в семинарии было 5 отделений (курсов), а в духовном училище при ней – 4. По предписанию Святейшего Синода в 1853 году для лучших воспитанников было открыто миссионерское отделение, на котором преподавали ректор архимандрит Фотий, его помощник иеромонах Иоасаф и профессор Ксенофонт Говорский. Здесь не изучались латинский, греческий и еврейский языки, но добавлялись следующие предметы: история и статистика русского раскола, практические наставления миссионерам, обозрение сочинений, написанных как раскольниками, так и против них. Эти предметы преподавались два раза в неделю, одновременно с основным учебным курсом.
В 1840 году семинария была переименована в Полоцкую Духовную Семинарию.
В 1842-1843 гг. семинария была переведена на полное казенное содержание, и ее внутреннее устройство было приведено в соответствие с действующим уставом православных духовных семинарий. Во главе семинарии стоял ректор, он же был и председателем правления семинарии, в состав которого входили ректор, инспектор и эконом. Семинария разделялась на 3 класса, или отделения, с двухгодичным курсом в каждом: низшее (риторика), среднее (философия) и высшее (богословие). Из лучших учеников высшего отделения назначали так называемых «старших» от 2-х до 4-х на класс, в зависимости от количества учащихся. Они были ответственны за вверенный им класс, становясь фактически администраторами по всему заведению в течение целой недели, не только днем, но и в ночное время. «Старшие» наблюдали за точным исполнением установленного порядка дня, наблюдали за продовольствием и т. д.
Распорядок в семинарии был примерно следующий: в учебные дни ученики вставали в 6 часов по звонку, в 7 часов собирались в столовый зал для утренней молитвы. В день проходило по три урока, каждый урок продолжался 2 часа, в 2 с половиной часа начинался обед. Время после обеда до 5 часов посвящалось частично свободным занятиям: хоровому пению, музыке или гимнастике, рисованию, игре в шахматы и шашки, в мяч и т. п., частично отдыху, прогулке, чтению дозволенных книг. Желающие могли попить чаю, но не иначе, как в столовой или в буфете. Игра на музыкальных инструментах разрешалась только в указанных для этого местах. Потом следовала подготовка уроков, ужин, вечерние молитвы и отход ко сну в 23.00.
По свидетельству современников, «весь режим заведения, поддерживая свободное, бодрое, даже веселое настроение учащихся, не давал места ничему разгульному, распутному, позорному, бесчестному. Эти язвы, столь обычные в других закрытых учебных заведениях, решительно не прививались в семинарии совсем не потому, что порядки были слишком строги, а из-за того, что их не допускали сами нравы заведения».
В 1851 г. митрополит Иосиф (Семашко), ревизовавший Полоцкую епархию, нашел семинарию в плохом состоянии. Здания, где размещались воспитанники, грозили обвалом. Их ремонт обошелся бы дороже, чем постройка нового здания. Было рекомендовано перенести семинарию в Витебск. Поэтому в 1852 году ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констатировал аварийное состояние семинарского здания и ходатайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск. Но поскольку здание бывшего базилианского монастыря, на тот момент было занято губернскими присутственными местами, семинария смогла переехать в Витебск лишь в 1856 году. Духовная Семинария продолжала называться Полоцкой до 1872 года, когда указом императора Александра II она была переименована в Витебскую Духовную семинарию.
Однако и это помещение не в полной мере соответствовало требованиям учебного процесса. С 1867 года начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки устранены не были: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора, неудобные спальные помещения и учебные комнаты. Так, Семинария располагалась в 3-этажном здании около Успенского собора. На третьем этаже были оборудованы спальные комнаты студентов с гардеробной, которая использовалась еще как чайная. Учебные классы находились на втором этаже. На первом этаже располагались комнаты инспекции, столовая, буфет и медпункт. В двухэтажной пристройке находилась семинарская церковь в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и библиотека. Церковь была достаточно просторная и красивая. В ней хранились подаренные великим князем Сергеем Александровичем вышитые серебряными и золотыми нитями хоругви. Ситуация изменилась в 1876 году, когда для нужд Семинарии было приобретено бывшее здание мужской гимназии.
При семинарии были физический и минералогический кабинеты, библиотеки, читальный зал, с 1861 года – воскресная школа, впоследствии преобразованная в образцовую. Фундаментальная библиотека формировалась постепенно, в ее состав вошли книги следующих библиотек: Жидичинской, Радомышльской, Полоцкого Софийского собора, архиепископа Иоанна Красовского, иезуитской Ужвалдской, Лядунского духовного училища, Поддубийского базилианского монастыря, Мархировской Покровской церкви. Много книг было приобретено из суммы, ежегодно выделяемой на содержание семинарии. Большинство книг было богословского содержания и на латинском языке, было очень мало книг нарусском языке и почти не было книг на греческом. По статистическим сведениям количество книг в библиотеке в отдельно взятые годы было следующим: в 1829 году – 1803 экз., в 1869 году – 6000 экз., в 1870 году – 5000 экз., в 1888 году – 7000 экз.
С 1867 года в состав правления Семинарии по педагогическим делам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовенства. С 1870 года все преподаватели семинарии вместе с тремя членами от духовенства составляли педагогическое собрание, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства. К 1907 году в состав педагогического собрания входили все преподаватели и два члена от духовенства, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя поназначению местного епископа, секретаря, члена от духовенства и эконома. Преподаватели выбирались правлением семинарии после трех пробных лекций, это же требование сохранялось при переходе преподавателя с одного предмета на другой.
Воспитание нравственного поведения учащихся возлагалось на инспектора. Он следил за поведением учеников через своего помощника, Основными методами воздействия были увещание, убеждение и возбуждение стыда. Случаи исключения учащихся почти не встречались. Из наказаний практиковались следующие: внушение, предупреждение, внесение в книгу поведения, порицание в присутствии всей семинарии. В семинарии сложилась традиция безукоризненного поведения учащихся, иногда в течение целого года не было нарушений дисциплины. Но, к сожалению, так было не всегда. В 1879 г. статским советником Зинченко по заданию учебного комитета при Св. Синоде произведена проверка Витебской духовной семинарии.
В докладе были указаны следующие дисциплинарные недостатки: самовольные отлучки в город, пропуски уроков и богослужений по лености, нарушение классной дисциплины, опаздывание из отпуска в город, посещение театра и участие в театральных представлениях, уклонение от молитвы,грубость перед педагогом, курение табака, злоупотребление алкоголем (2 случая) и воровство (1 случай). Но при этом с внешней стороны в религиозном отношении студенты семинарии были безукоризненны: поют в церкви стройно, читают на клиросе хорошо. Учебные классы и столовая содержались опрятно, но общежитие оказалось неряшливым. Что же касалось учебного процесса, то Зинченко отметил следующее: в сочинениях учеников было заметно однообразие в мыслях и планах, как следствие их недостаточной подготовки в училище. Многие указанные недостатки были характерными для большинства епархиальных семинарий того времени и были обусловлены объективными причинами, в первую очередь чрезмерной формализацией духовного образования и невысоким материальным обеспечением духовенства в целом и учебного процесса в частности.
На базе Семинарии действовала воскресная школа, в которой преподавали семинаристы. На занятия приходили ученики уездного училища и гимназии. Для работы с детьми привлекались самые лучшие студенты, которые индивидуально занимались с каждым учеником. За хорошие успехи детям дарили памятные подарки, а их молодых наставников ставили на казенное довольствие.В 1869 году при семинарии был открыт класс иконописи.
События революции 1905–1907 гг. повлияли и на жизнь Витебской Духовной семинарии. В феврале 1905 года многие семинарии (Московская, Калужская, Ярославская, Екатеринославская, Костромская, Кишиневская, Олонецкая, Кавказская и многие другие духовные школы) Российской Православной Церкви были охвачены беспорядками.
Основные требования учащихся в этот период касались внутреннего распорядка: воспитанники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали устранения ненавистных администраторов, улучшение санитарно-гигиенических условий и питания. Выступления не носили еще ярко выраженного политического характера. Не исключением была и Витебская семинария. Поводом для волнений послужил запрет на поездку домой семинаристам на 1-ю седмицу Великого поста 1905 г. Конфликт заключался в несогласованности действий семинарского правления с епархиальной властью и неспособности обоих властей самостоятельно разрешить конфликт без решения синодальной власти. Семинарское начальство, вместе с епархиальным преосвященным Серафимом (Мещеряковым) дозволили воспитанникам обратиться с телеграммой к обер-прокурору Святейшего Синода для разрешения вопроса. Из Св. Синода 19-го февраля последовало разрешение отпустить семинаристов до 2-й недели Великого поста. Конфликт был разрешен к 22 февраля 1905 года. Однако правление Семинарии сочло необходимым разобрать сложившийся конфликт и предпринять некоторые меры по предупреждению подобного в будущем.
Так оно просило у епископа Серафима разрешить следующие мероприятия с целью улучшения семинарской жизни:
1. Разрешить воспитанникам обсуждение ими актуальных вопросов по классам во внеурочное время;
2. В виду того, что отмена экзаменов для первых пяти классов в прошедшем году не повлияла негативно на успехи воспитанников и в целях сбережения здоровья учащихся, просить его преосвященство ходатайствовать об отмене экзаменов для успевающих учеников и в текущем году.3. В целях гарантии сохранности семинарской собственности, учебников и имущества воспитанников, а также и для устранения личных неприятностей воспитанников, разрешить им прибегать к товарищескому обсуждению для доведения до начальства сведений о допущенных неисправностях.
4. Разрешить воспитанникам через дежурных принимать участие в составлении меню обеда и ужина.
5. Улучшить санитарное и гигиеническое состояние семинарских зданий и двора.
Утвердив журнал правления семинарии, преосвященный Серафим однако не стал ходатайствовать перед Св. Синодом об отмене экзаменов, разрешения учреждения товарищеского суда и общего собрания воспитанников для обсуждения общих «нужд и интересов», понятия которых весьма растяжимы, особенно учитывая события 1905 г.
Помимо этого внимание епархиального начальства было обращено и на внеучебную жизнь учащихся семинарии. В частности, это сказалось на возможности проведения танцевального вечера в здании Витебской духовной семинарии, что в предыдущие годы было невозможно осуществить. Так, 8-го февраля 1906 г. состоялся литературно-музыкальный вечер в Витебской семинарии, в программу которого входили комедия-шутка, чтение стихотворений и народные песни в исполнении оркестра балалаечников. Вечер закончился танцами.
Все эти мероприятия позволили не довести конфликт до крайней точки и продолжить образовательный процесс, в отличие от других семинарий, где учебный год был прерван в результате революционных протестов. Так, например, в Калужской семинарии студенты постоянно распевали революционные песни и даже в церковь шли с пением Марсельезы. 20 ноября над зданием семинарии был выброшен красный флаг, на котором было написано: «Долой самодержавие – да здравствует свобода».
Еще одно важное внешнее событие отозвалось на жизни Витебской семинарии – начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война. Сразу же в правление семинарии от студентов стали поступать прошения об отчислении их из семинарии с целью поступления на военную службу. Одни из воспитанников поступили в юнкерские училища, другие прямо вступили в ряды войск. Число ушедших семинаристов составило 10% от количества обучающихся в семинарии, а если из общего состава вычесть воспитанников 14–16 лет, не подходящих по возрасту, то число желающих послужить Отечеству будет больше – 15%.
20 января 1918 года был принят Декрет об отделении Церкви от государства. Жителям Витебска об этом сообщил делегат Поместного собора Русской Православной Церкви Георгий Полонский. С этого момента духовное образование в Полоцко-Витебской епархии было поставлено в тяжелейшие условия.
25 января 1918 года в Витебске в архиерейском доме состоялось собрание родителей воспитанников Витебской Духовной семинарии под председательством последнего ректора семинарии протоиерея Сергия Артоболевского (впоследствии скончался в 1920 году). На повестке дня стоял вопрос о невозможности проведения занятий после Рождественских каникул 1918 года по причине недополучения средств из казны на содержание семинарии с ноября 1917 года. Тем не менее было принято решение все-таки приступить к занятиям с 15 февраля 1918 года и ввести взнос за обучение для всех учащихся, кроме сирот.
2 мая 1918 года в Витебской Духовной семинарии состоялся последний выпуск. Вечером этого дня все выпускники собрались в Витебском кафедральном Николаевском соборе на благодарственный молебен, который отслужил ректор протоиерей Сергий Артоболевский.
11 мая 1918 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, на который приходился храмовой праздник Витебской Духовной семинарии – торжественное богослужение состоялось в Успенском соборе Витебска, поскольку здание Духовной семинарии было занято польскими легионерами, которые впоследствии разграбили не только семинарию, но даже и домовой храм свв. Кирилла и Мефодия при ней.
В 1919 году, по благословению архиепископа Полоцко-Витебской епархии Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, при Витебском кафедральном Николаевском собореначала действовать пастырская школа под руководством священника Николая Околовича.
Одновременно началось чтение лекций по Закону Божьему в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской Духовной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский, который в младшей группе преподавал катехизис и богословие, а свящ. Николай Околович в старшей группе преподавал историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие.
Очевидно, что деятельность пастырской школы была непродолжительной, поскольку после 1919 года нигде не встречается упоминание о ней.
В основном здании семинарии как минимум до 1922 года размещался Витебский краеведческий музей, впоследствии здание было передано станкоинструментальному техникуму, который располагается в нем и поныне. Второе здание в разные годы принадлежало разным организациям: в частности в нем распологался завод заточных станков, зоопарк (кафельная плитка на полу 1-го этажа до сих пор хранит следы подков лошадей) и др. В годы Великой Отечественной войны в нем располагалось служба СД.
В годы войны была предпринята попытка возрождения духовного образования в Полоцко-Витебской епархии: в июне 1943 года на съезде духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии было принято решение об открытии трехмесячных пастырских курсов по подготовке кандидатов в священный сан. Курсы действовали до весны 1944 года.
Возрождение
Возрождение духовного образования в Витебской епархии тесно связано с возрождением духовной жизни епархии в 90-е годы 20-го века. Перед епархиальным руководством стоял целый ряд проблем, обусловленных годами безбожия, когда на территории Витебской епархии действовало всего 11 храмов. Во-первых, это катастрофическая нехватка квалифицированных кадров на всех ступенях церковной жизни: от свечницы до настоятеля прихода и благочинного. Во-вторых, это низкий образовательный уровень духовенства, что не могло не сказываться на уровне миссионерской и катехизаторской деятельности, особенно когда время и общество ставят перед Церковью все новые и новые задачи. В сентябре 1996 г. при епархиальном управлении открылись годичные курсы для подготовки регентов-псаломщиков и катехизаторов. Всего обучалось 24 человека. 12 сентября 1997 года, указом управляющего Витебской епархией Архиепископа Витебского и Оршанского, регентские курсы при Витебском Епархиальном управлении были разделены на два курса по направлениям: «Регентское отделение» и «Отделение катехизации» (подготовка преподавателей воскресных школ).
18 ноября 1998 года, на основании решения Священного Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 51) регентские курсы при Витебском Епархиальном управлении преобразованы в Витебское Духовное училище. В 2001 году в Витебском Духовном Училище было открыто двухгодичное богословско-пастырское отделение. Прошедшая в этом же году инспекционная проверка Учебного Комитета РПЦ подтвердила статус Училища. В 2004 году срок обучения на богословско-пастырском отделении был продлен до 3-х лет, а в следующем до 4-х лет. Первый полный выпуск богословско-пастырского отделения в 2006 году составил 5 человек. Параллельно с этим в Духовном Училище начинаются активные подготовительные работы по преобразованию богословско-пастырского отделения в Витебскую Духовную Семинарию.
На заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви, который состоялся 21 апреля 2007 года, был заслушандоклад Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси о рапортах Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Витебского и Оршанского о преобразовании богословско-пастырского отделения Витебского Духовного училища в Витебскую Духовную семинарию, а также письмо представителей научной общественности города Витебска. Было принято решение: направить рапорт Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на имя Председателя Учебного Комитета Московского Патриархата Высокопреосвященного Евгения, Архиепископа Верейского, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности преобразования богословско-пастырского отделения Витебского Духовного училища в Витебскую Духовную семинарию. А первое обращение с просьбой о возрождении семинарии в Витебске было направлено на имя Митрополита Филарета еще 19 марта 2005 года.
В июне 2007 года Витебское Духовное Училище посетила инспекционная комиссия Учебного комитета при Священном Синоде под руководством протоиерея Максима Козлова.
На заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 21 августа 2007 года рассматривался вопрос о преобразовании богословско-пастырского отделения Витебского Духовного Училища в Витебскую Духовную Семинарию. На основании доклада инспекционной комиссии об результатах проверки Священный Синод вынес следующее решение: «Благословить продление срока обучения на богословско-пастырском отделении Витебского Духовного Училища до 4-х лет по старой семинарской программе и, в дальнейшем, по результатам первого выпуска четырехгодичного курса рассмотреть вопрос о возможности продления обучения до 5-ти лет и преобразования Училища в Семинарию» (Журнал № 81).
В 2009 году состоялся выпуск богословско-пастырского отделения, подготовленного на основании решения Священного Синода, о чем и был подготовлен особый рапорт. В этом же годуВитебскую Духовную Семинарию во время своего визита в Витебскую епархию посещает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На основании проверок инспекционных комиссий под председательством прот. Максима Козлова и прот. Владислава Цыпина и доклада председателя Учебного Комитета РПЦ 30 мая 2011 года Священный Синод РПЦ принял следующее решение: «Преобразовать Витебское духовное училище в Витебскую духовную семинарию. Ректором Витебской духовной семинарии назначить архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия». А 15 июля 2011 года Устав Витебской Духовной Семинарии был зарегистрирован уполномоченным по делам религий и национальностей Республики Беларусь.
Современное положение
На данный момент Витебская Духовная Семинария динамично развивающееся высшее учебное заведение Белорусской Православной Церкви. В ней осуществляется подготовка священнослужителей, богословов, педагогов, других церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других церковных и светских организациях. В рамках духовной семинарии действует программа первого уровня – бакалавриата, на котором студенты приобретают знания, умения и компетенции, необходимые, прежде всего, для пастырской, а также религиозно-просветительской, миссионерской и церковно-социальной деятельности в условиях современного общества. Срок обучения составляет 5 лет на очном отделении и 6 лет соответственно на заочном. В рамках учебного процесса преподаются богословские, исторические и гуманитарные дисциплины. Особое значение придается предметам церковно-практического цикла.Студенты и профессорско-преподавательский состав активно участвуют в научной жизни. На базе Духовной Семинарии регулярно проходят круглые столы, семинары, научные конференции. Помимо этого студенты и педагоги принимают участие в конференциях, проводимых как в других ДС, так и в светских учебных заведениях. Витебская Духовная Семинария поддерживает тесные контакты как с рядом Духовных Семинарий (России, Украины и Беларуси), так и со светскими высшими учебными заведениями: Витебским Государственным Университетом, Витебским Государственным Медицинским Университетом, Витебской Академией ветеринарной медицины и др. Активно налаживаются и международные связи: Вит.ДС посещала делегация из Геттингенского университета, преподавтели ВитДС были с визитом и провели переговоры о сотрудничестве с Варшавской теологической академией.
В свободное от учебы время проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, студенты посещают музеи, выставки,театры, занимаются спортом. Многие студенты Витебской Духовной Семинарии были членами команды по игре брейн-ринг, принимают активное участие в работе молодежного братства, социальной службы Витебской епархии. Команда Витебской Духовной Семинарии по футзалу «Витьбичи» регулярно принимает участие и занимает призовые места в турнирах среди команд духовных учебных заведений, проводимых отделом молодежного служения г. Москвы.
Центром духовного и пастырского воспитания студентов семинарии является храм в честь небесных покровителей семинарии – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С первого курса студенты приступают не только к теоретическому знакомству с православным богослужением, но и непосредственно участвуют в нем в качестве иподиаконов, чтецов, певцов, пономарей, учатся произносить проповеди.
Всего на данный момент (2013-2014 уч. год) в Витебской Духовной Семинарии обучается 260 студентов на всех формах обучения. Преподавательское послушание несут 29 преподавателей, из них 2 доктора наук, 4 кандидата, все остальные имеют высшее богословское или высшее светское образование. Многие преподаватели оканчивают обучение в Духовных Академиях.
Из числа выпускников семинарии четверо получили епископский сан – Василий Лужинский, Антоний Зубко, Филарет Малишевский, Павел Гальковский. Ректор семинарии профессор Ксенофонт Говорский был в числе основоположников исследования истории Полоцкого края, чьи труды были продолжены такими выпускниками ВитДС, как Довгялло Д. И., Никифоровским Н. Я., Сахаровым С. П. и другими. Последний протопресвитер военного и морского духовенства Российской империи, член российского Святейшего Правительствующего Синода Георгий Шавельский также выпускник нашей семинарии.
В разные годы ректорами ВитДС были такие известные церковные деятели и писатели, как епископ Арсений (Иващенко), архиепископ Никанор (Бровкович), архиепископ Феофан (Гаврилов), протоиерей Иоанн Пичета, епископ Памфил (Лясковский) и др.
Трое воспитанников Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых Белорусской Православной Церкви. В чине священномучеников: протоиерей Николай (Околович) – выпускник 1883 и протоиерей Михаил (Околович) – выпускник 1910 года; в чине исповедника веры Владимир (Еленевский) – выпускник 1896 года.