Георгий Шавельский, священник
Гео́ргий Ива́нович Шаве́льский (6 [18] января 1871, село Дубокрай Витебской губернии (ныне Белоруссия) — 2 октября 1951, София, Болгария) — священнослужитель Православной Российской Церкви, впоследствии Русской Православной Церкви Заграницей (до полного разрыва отношения с Московской Патриархией), с 1927 года Болгарского экзарахата (в схизме до февраля 1945 года); член российского Святейшего Синода. Духовный писатель, автор мемуаров. В царской России и в армии Деникина занимал должность протопресвитера военного и морского духовенства. Член Святейшего Правительствующего Синода (октябрь 1915 — апрель 1917).
Родился в с. Дубокрай Витебской губернии в семье дьячка Ивана Ивановича Шавельского, окончил в 1891 году Витебскую духовную семинарию. В 1894 г. вступил в брак с Ираидой Мефодьевной Забелиной, которая 1897 г. умерла при родах. В браке имел дочь Марию.
С 19 (31) августа 1891 года псаломщик Вознесенской церкви села Хвошняны Городокского уезда Витебской губернии. 19 (31) марта 1895 года был рукоположен во священники к Никольской церкви села Бедрицы Лепельского уезда; с 24 ноября (6 декабря) 1895 года по 31 августа (12 сентября) 1898 года — священник Успенской церкви села Азарково Городокского уезда.
В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в степени кандидата богословия.
С 31 января (13 февраля) 1902 года по 22 апреля (5 марта) 1911 года состоял в должности настоятеля Суворовской Кончанской церкви[1] в Санкт-Петербурге, в это время часто встречался с протоиереем Иоанном Кронштадтским.
Одновременно, в период Русско-японской войны, с 1904 года священник 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и благочинный 9 Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Был награжден орденом Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами, наперсным золотым крестом из кабинета Е.И. Величества на Георгиевской ленте. Выписка из наградного листа гласит: «17, 18 августа 1904 года у о. Фаньзятунь под огнем неприятеля священник Г. Шавельский исполнял пастырские обязанности и, будучи контужен, не оставил рядов полка.»[2]
В начале декабря 1904 года стал Главным полевым священником 1-й Манчжурской армии, в должности которого состоял до 20 января (2 февраля) 1906 года. 5 (18) сентября 1905 года отец Георгий был возведён в сан протоиерея.
В 1906—1910 годах был законоучителем в Смольном институте. 9 (22) мая 1910 года защитил магистерскую диссертацию «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833—1839 гг.)»; профессор императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института.
22 апреля (5 мая) 1911 года был назначен протопресвитером военного и морского духовенства, с возложением митры.
27 июля (9 августа) 1911 года, на панихиде в храме Спаса-на-Водах накануне его освящения, сказал пророческие слова:
«За забвение Бога, за глумление над Его заповедями, …за неиспользование находящихся, по воле Его, у народа сил и средств, − Бог отступается от народа, лишает его Своего благоволения и помощи, после чего беды и несчастья, как тучи черные, находят на народ, и от этих туч гибнут не всегда виновные, часто и невинные.»[3]
2 (15) июня 1913 года ему было присвоено звание почетного настоятеля Фёдоровского собора в Царском Селе. В годы Первой мировой войны находился в Ставке, откуда руководил пятитысячной армией военных священников, а также выезжал на фронт, бывал на передовых позициях.
С 24 октября (6 ноября) 1915 года также присутствующий в Святейшем Синоде — до 14 (27) апреля 1917 года.
В 1917 году был кандидатом на Петроградскую архиерейскую кафедру, получив на выборах 24 мая (6 июня) 93 голоса[4]. Член Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, член Высшего Церковного Совета. С 13 апреля 1918 года был настоятелем домовой церкви Александра Невского при бывшем Управлении протопресвитера военного и морского духовенства в Петрограде. В сентябре 1918 года Витебский совет рабочих депутатов приговорил его к смертной казни. Расстрел был назначен на 9 сентября. Предупрежденный об этом, был вынужден бежать.
30 сентября 1918 года, спасаясь от террора, в одежде оборванца, с паспортом умершего крестьянина Скобленка, прибыл из Витебска в Киев, находившийся тогда под властью гетмана Павла Скоропадского[5]. В Киеве был вынужден пробавляться написанием статей в местные газеты и окончательно испортил личные отношения с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким)[6].
В ноябре 1918 года гостил в Ялте у великого князя Николая Николаевича; 9 декабря прибыл в Екатеринодар и 10 декабря приказом генерала Деникина был назначен на должность протопресвитера военного и морского духовенства Добровольческой армии (число священников в Армии — около 50).
В начале февраля 1919 года выступил с инициативой организовать Временную высшую церковную власть на юго-востоке России — ввиду невозможности сношений с Патриархом и Синодом в Москве. Под председательством Донского архиепископа Митрофана (Симашкевича) с 19 по 24 мая проходили заседания Собора, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ), облеченное всею полнотой власти, какая принадлежит Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету — до восстановления связи с Патриархом. Стал членом ВВЦУ на юго-востоке России.
28 марта 1920 г. генерал Врангель, Пётр Николаевич заменил его на посту главы военного духовенства вооруженных сил юга России, место протопресвитера занял епископ Вениамин (Федченков). В апреле 1920 года из Феодосии эмигрировал в Болгарию. Имел натянутые отношения с назначенным летом 1921 года настоятелем бывшей посольской церкви в Софии и управляющим русскими церквами в Болгарии епископом Серафимом (Соболевым) (до 1945 года в РПЦЗ)[7].
В эмиграции мнение о нём в консервативной церковной среде как о масоне, шпионе и ренегате ещё более укрепилось[8]; поддерживал экуменизм, введение григорианского календаря[9], а также притязания на власть митрополита Евлогия (Георгиевского) в споре того с митрополитом Антонием[10].
Не смог участвовать в Зарубежном («Карловацком») Соборе 1922 года, так как не получил въездной визы в Королевство С. Х. С.; на Соборе против него звучали обвинения в соучастии в разложении русской армии — в частности, со стороны епископа Вениамина (Федченкова)[11].
В 1926 году, ввиду готовившихся Архиерейским Синодом прещений, перешёл в юрисдикцию Болгарского экзарахата и фактически порвал отношения с РПЦЗ[12].
С 1926 года был приват-доцентом кафедры гомилетики, затем профессором пастырского богословия богословского факультета Софийского университета, законоучителем и директором Русской гимназии. Принимал участие в организации Софийской духовной академии.
В июле 1946 года патриарх Алексий I пригласил Шавельского вернуться в СССР и занять должность профессора Московской духовной академии; Шавельский ответил согласием. Затем, однако, патриарх по указанию председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпова был вынужден отказать Шавельскому (по выражению Карпова «ввиду неполучения корпуса в Загорске, а фактически ввиду его старости»). Возвращение Шавельского на родину не состоялось.
В письме от 7 мая 1948 года поверенного в делах СССР в Болгарии К. Левычкина заместителю министра иностранных дел Вышинскому давалась следующая его характеристика как предполагаемого кандидата в делегацию Болгарской Церкви на Совещание Глав и представителей православных церквей в Москве в июле того же года: « — белоэмигрант (комиссия отказала ему в восстановлении в советском гражданстве за активную антисоветскую деятельность), сторонник экуменизма, имеет сомнительные связи с американскими представителями в Болгарии, оказывает большое влияние на экзарха Стефана.»[13] В связи с планами экзараха Стефана использовать Шавельского (а также протопресвитера Стефана Цанкова) для выступления на Совещании против Московской Патриархии, Левычкин предлагал прямо сказать экзарху, что кандидатура Шавельского в составе делегации «нежелательна как белогвардейца, не восстановленного в советском гражданстве за его активную деятельность против Советского Союза»[14]; в состав делегации включён не был[15].
Председатель Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпов в своём письме от 2 сентября 1949 года в МИД СССР В. А. Зорину предлагал “устранение от занимаемых постов, а может быть, и привлечение к ответственности проф. Цанкова и протопресвитера Шавельского как главную агентуру западных экуменистов[16].
Скончался 2 октября 1951 года в Софии. Отпевание в храме святых Седьмочисленников, где священствовал протопресвитер, возглавил Председатель Синода митрополит Кирилл в сослужении, среди прочих, протопресвитера Стефана Цанкова[17]
Знавший его лично епископ (князь) Иоанн (Шаховской) писал о нём посмертно: «<…> В о. Георгии не было того, что так часто и в наши дни губит церковную жизнь — провинциализма. <…> В о. Георгии была, если можно так выразиться, духовная великодержавность. Он умел смотреть в сущность вещей. Дела „сего мира“ не затмевали в нём веры.»[18].
Труды:
- Суворовская-Кончанская, что при Николаевской академии Генерального штаба, церковь: (1786-1906 г.): [Ист. очерк]. — СПб.: тип. П.Ф. Вощинской, 1906. — 68 с.
- Евангелие и жизнь : Притча Спасителя о богаче и Лазаре. — СПб.: тип. «Сельского вестника», 1910. — 16 с.
- Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. — СПб.: Кн-во «Сельского вестника»; М.: Т-во И.Д. Сытина, 1912. — 32 с.
- Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833—1839 гг.). — СПб.: тип. «Сельского вестника», 1910. — XXIV, 380, 84 с.
- Евангелие и жизнь : Пост и молитва : (Несколько ст. на Великий пост и приготовит. к нему недели). — СПб.: тип. «Сельского вестника», 1912. — 98 с.
- К рекрутскому набору. — СПб.: тип. «Сельского вестника», 1912. — 16 с.За веру, царя и отечество. — СПб.: тип. «Сельского вестника», 1912. — 16 с. — (5-е изд. М.: тип. Штаба Моск. воен. окр.,1916).
- Опыт собеседований гарнизонного духовенства города Одессы с нижними чинами гарнизона применительно к программе бесед священника с нижними чинами, одобренный отц. протопресв. воен. и морск. духовен. Г.И. Шавельским. — Одесса: Кн. скл. духов. Одес. воен. окр., 1916. — [4], 108, III с.
- Великой, свѣтлой памяти Почившихъ Вождей Добровольческой Арміи Генераловъ: Алексѣева, Корнилова, Маркова, Дроздовскаго, полк. Міочинскаго, Донского Атамана генер. Каледина. — Ростов на Дону, 1919.
Православно пастирство. — София, 1920. — 324 с. — (на болгарском языке). - Свети Атанасий Великий — светитель на църквата и светилникъ на православието. — София, 1924. — IV+66 с. — (на болгарском языке).
- Учението на графъ Л.Н. Толстой за непротивлението на злото. — София, 1924. — (на болгарском языке).
- О Боге и Его правде. — София, 1938.
- Молитва Господня. — София, 1939.
- Православное пастырство. — София, 1930. — 679, [5] с. — (репринт СПб., 1996).
- Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — В 2 томах. — Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. — Т. 1. 414 с.; Т. 2. 412 с.. — (2-е издание — М.: Крутицкое подворье, 1996).
- Русская Церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в 1935—1939). — 509, [1] с. — ISBN 5-98574-011-0 — рукопись этого труда хранится в Бахметьевском архиве (США) и была впервые издана в 2005 году в Москве.
Примечания:
- ↑ Церковь святого благоверного князя Александра Невского при Императорской Николаевской военной академии Генерального штаба
- ↑ Список священнослужителей, убитых, раненых, умерших от ран и награжденных в минувшую войну. // Журнал «Летопись войны с Японией». 1905, №№ 82–83, стр. 1–3 — СПб.: Редактор — Издатель Полковник Дубенский, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1904—1905.
- ↑ Вестник военного и морского духовенства. 1912. № 2. С. 98−99
- ↑ Выбранный тогда епископ Гдовский Вениамин (Казанский) получил 699 голосов.
- ↑ Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк, 1954. — Т. 2, XII. — (2-е издание – М.: Крутицкое подворье, 1996).
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 144.
- ↑ А. А. Кострюков. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // «Церковь и время». 2006, № 3 (36), стр. 102—103.
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 141.
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 137—139.
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 146.
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 143—144.
- ↑ А. А. Кострюков. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод. // «Церковь и время». 2006, № 1, стр. 135, 148.
- ↑ Цит. по: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 1, стр. 688.
- ↑ Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 1, стр. 690—691.
- ↑ Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 1, стр. 698—699.
- ↑ Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009, Т. 2, стр. 267.
- ↑ Феодор Бокач. Протопресвитер Георгий Шавельский. // «Церковно-исторический вестник». 1998, № 1, стр. 109.
- ↑ Отец Георгий. // Епископ Иоанн [Шаховской]. Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960, стр. 204—205.